Методические рекомендации по проведению диагностики и определению профессиональной ориентации обучающихся в организациях среднего образования Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
- Настоящие Методические рекомендации по проведению диагностики
- определению профессиональной ориентации обучающихся в организациях среднего образования Республики Казахстан (далее – Рекомендации) предназначены как рекомендации для руководителей методических кабинетов, руководителей и педагогических работников организаций среднего образования и родителей.
- Рекомендации разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», Законом Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан», Типовыми правилами деятельности организации образования соответствующих типов, в том числе Типовыми правилами организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595.
- Основной целью Рекомендаций является формирование у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах.
- Задачи Рекомендаций:
- проведение целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации;
- формирование у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах;
- профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи
- труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего поколения соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода профессиональной деятельности и формы занятости, с учетом
2
личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей
- склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда – является одной из основных задач образовательных организаций всех типов.
- В настоящих Рекомендациях используются следующие понятия:
- профориентация – эта система мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи обучающимся в моменты профессионального самоопределения.
- профориентационная диагностика - это процедура выявления и измерения направленности обучающихся в том или ином виде профессиональной деятельности.
Глава 2. Методические рекомендации по проведению диагностики
- определению профессиональной ориентации обучающихся
- организациях среднего образования
- Система диагностики и определения профессиональной ориентации обучающихся включает в себя:
1) профессиональное просвещение;
2) профессиональную психодиагностику;
3) профессиональное и личностное развитие школьников;
4) профессиональное консультирование.
- Рекомендуемые подходы по проведению диагностики и определению профессиональной ориентации обучающихся в организациях среднего образования:
- педагогический подход: профориентация протекает под преобладающим влиянием педагогов;
- психологический подход: на первый план выступят психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора;
- социологический подход: выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества.
- Компоненты диагностики и определения профессиональной ориентации обучающихся в организациях среднего образования:
1) организационно – функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников
- сознательному выбору профессии;
- логико-содержательная подсистема - профессиональное просвещение обучающихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным;
- личностная подсистема - личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения.
- Профессиональный выбор представляет следующий процесс профессионального самоопределения:
3
1) интерес к профессии - избирательное отношение может возникнуть после прочтения занимательной книги о какой-либо профессиональной деятельности, наблюдения за работой увлеченного человека, а также видя пример родителей, которые и дома «живут своей работой», и др.;
- склонности - избирательная направленность человека на определенную деятельность, устойчивая потребность ею заниматься;
- способности - психологические особенности человека, обеспечивающие возможность успешного выполнения им определенного вида деятельности. Развитие способностей опирается на соответствующие задатки. Способности обнаруживаются только при включении в деятельность. Так, технические способности у подростка выявятся тогда, когда он отремонтирует или усовершенствует какой-либо механизм или бытовой прибор, правда, до этого он неоднократно будет вскрывать механические игрушки, пытаясь изучить их устройство. Подросток переживает свой первый успех, и это может стать толчком к возникновению склонностей. Если он занимается техническим творчеством подолгу и не уставая, это свидетельствует о появившихся склонностях.
- профессиональная направленность - это иерархия или совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. профессиональная направленность становится стержневой в личностной направленности школьника и определяет его интересы, склонности, убеждения, идеалы.
10. Профессиональный выбор непосредственно связан с личностной идентификацией, и для него подходит примерно та же классификация, которую предложил канадский психолог Д. Марше для типовых вариантов формирования идентичности. В профессиональной ориентации такая идентичность соответствует готовности к профессиональному самоопределению.
- первый вариант - «зрелая идентичность» соответствует профессиональному выбору на уровне самоопределения. Это самый благоприятный вариант профессионального выбора, осуществляемый по схеме: профессиональный интерес, возникновение склонностей на основе выявленных способностей к какой-либо деятельности, профессиональная направленность и затем выбор профессии на основе призвания;
- второй вариант - «проба ролей» или «активный поиск» характерен для деятельных подростков, которым не удалось встретиться со своим призванием, но они не теряют надежды его найти. Для этого они посещают кружки, станции юннатов, различные студии, пытаясь найти любимое дело. Они нигде подолгу не задерживаются: поняв, что это дело не соответствует их интересам, сразу отправляются в следующий кружок;
- третий вариант - «предрешенный вариант» или «навязанная роль», для которой характерна ситуация следования родительскому выбору. За такого выпускника все решили другие. Он может интересоваться компьютером больше всего на свете, ненавидеть химию, иметь склонности к профессиям
4
«человек—техника» и по настоянию родителей после девятого класса выбирать химико-биологический десятый класс. Дело в том, что сам он ничем конкретным не интересуется, а родители-врачи рекомендуют поступать в медицинский университет;
- четвертый, самый неблагоприятный вариант - неопределенный, несложившийся выбор характерен для школьников, относящихся к «диффузной» группе, которая отнюдь не малочисленна. Таким подросткам совершенно безразлично, что обучение в школе заканчивается и необходимо выбрать свой профессиональный путь. Они легко перемещаются в третий вариант, так как в конце концов за них выбирают учебное заведение небезразличные родители.
11. Технологию профессиональной ориентации школьников можно представить следующим образом.
- Постановка цели. В отличие от технологии психолого-педагогической диагностики, в профессиональной ориентации цель практически всегда одна
— достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении. Длительность пути к достижению этой цели может быть различной. Для одних школьников — это подтверждение правильности своего профессионального выбора, для других — длинная дорога вместе с педагогом и родителями в поисках своего призвания.
- Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости школьников.
Требования к анкете по изучению профессиональных намерений старшеклассников:
2.1) она должна содержать вопросы, позволяющие составить общее представление о школьнике, т.е. имя, возраст, профессии родителей, их место работы и отношение родителей к профессиональному выбору школьника;
2.2) для выявления интересов школьников к учебным дисциплинам следует узнать их любимые предметы, но еще важнее — нелюбимые, что позволит определить соответствие профессионального выбора и интересов к учебным предметам и сведений об успеваемости;
2.3) информация о том, чем любит заниматься школьник в свободное время, соотносится с учебными интересами и поможет уточнить сведения о профессиональных склонностях школьника;
2.4) необходимо также выяснить, кто или что повлияло на выбор профессии, когда произошел профессиональный выбор. Эта информация поможет определить устойчивость профессиональных интересов школьников.
- Изучение учебных интересов школьников. Психологи часто используют для изучения интересов школьников к учебным предметам известную методику «Карта интересов». Она состоит из характеристик видов деятельности, связанных с отдельными учебными предметами (например, «Нравится проводить физические опыты»). Мы бы рекомендовали использовать для изучения интересов школьников методику Л.Голомштока и О.Мешковской. На основе «Карты интересов» ими была создана
5
«Ориентировочно диагностическая анкета направленности интересов» (ОДАНИ). Данную методику можно найти в книгах по профессиональной ориентации;
- Информирование школьников о типах профессий, объединенных по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования. Для этой цели можно использовать самые различные методы профессионального просвещения, и среди них такие, как беседа на тему «Защита профессий», встречи с представителями различных видов трудовой деятельности, экскурсии и многое другое. Центральным звеном в этой работе должно быть разъяснение известной классификации профессий на группы по объекту труда: «человек—природа», «человек—техника», «человек— человек», «человек—знаковые системы», «человек—художественный образ» (см. подробнее: Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1987);
- Изучение профессиональных склонностей школьников. Для этой цели лучше всего использовать методику Е.А.Климова «Дифференциально диагностический опросник» (ДДО);
- Профессиональная диагностика способностей и личностных особенностей школьников. Для осуществления этого этапа профессиональной ориентации лучше привлечь профессионального психолога, что на практике бывает затруднительно в силу большой занятости школьного психолога. Для классного руководителя, владеющего методами психологической диагностики, можно порекомендовать материал в приложении по использованию методов диагностики для изучения склонностей, способностей
- Информация обучающихся о противопоказаниях к профессиям. Известно, что все профессии делятся на две группы. Одни профессии не предъявляют строгих требований к человеку, и практически любой человек может овладеть ими при наличии интереса, склонностей, способностей и соответствующих личностных особенностей.
Для других профессий этого недостаточно — они предъявляют строгие требования к ряду психических, физиологических и физических особенностей человека. В последнюю группу входят профессии летчика, космонавта, машиниста, подводника, монтажника-высотника и др. Для этих профессий особенно важно знать противопоказания.
Учителю вовсе не обязательно изучать их по специальной литературе. Достаточно на уровне здравого смысла дать представление об элементарных противопоказаниях. Например, людям с плохим зрением не стоит выбирать профессии, которые требуют хорошего зрения. Людям, имеющим сердечные заболевания, нельзя работать на высоте или под землей. Людям с заболеваниями позвоночника или нарушениями в опорно-двигательном аппарате противопоказаны профессии, требующие длительного нахождения на ногах, и т. п.
8) Заключительный этап профессиональной ориентации
- профессиональная консультация школьника — не является завершающим в работе по развитию интересов, склонностей и способностей школьника. Наоборот, главная цель профессиональной консультации — на основе определенного уровня профессионального самоопределения создание индивидуальной программы для школьника по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути.